Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Считаете ли Вы себя творческим человеком?
Всего 20 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 215 человек

Полезные ссылки

Дата: 4 декабря 2014 в 13:01
Автор: ___ _. _.
Коль получил педагогическое образование – будь учителем!
Коль пришел на урок - учи грамотно!
Коль увидел способности у ребенка - развей их!
Коль хочешь, чтобы дети тебя уважали – уважай детей!
И помни: «Гордость учителя в росте посеянных ими семян» ( Д. Менделеев)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА


1. Дата:__________ Класс:_________ К-во уч-ся:________
2. Учитель: ________________________________ Предмет:____________
3. Уровень предъявления ________________________
4. Тема урока:__________________________
5. Место данного урока (среда уроков изучаемой темы) 
5. Форма проведения урока
6. Тип урока_______
7. Триединая цель урока (ТЦУ):
- дидактическая 
- воспитательная 
- развивающая 
8. Как обеспечивается восприятие целей урока учащимися_____________
9. Степень осознания целей учащимися________________________
10.Оптимально ли сочетание образовательного, воспитательного и развивающего аспекта ТЦУ?_________________________________________
11. Степень реализации триединой цели урока____________________
Ноtа bеnе: Цель - это модель результата. 
12. Учебно-воспитательные задачи урока_________________________
13. Образовательный стандарт 
14. Используемые элементы образовательных технологий на уроке

15. Динамика урока:
- взаимодействие "учитель-ученик":  
- взаимодействие "ученик-класс": 
- взаимодействие "ученик-ученик": 
- взаимодействие "учитель-класс": 
- взаимодействие "ученик-учебник": 
- другие формы взаимодействия 
- формы мотивации познавательной деятельности учащихся 
- приёмы работы с классом: в группах, индивидуальная,  
коллективная, иная форма:
- формы работы: устные ответы, сообщения рефераты, диспуты, нечто иное: 

16. Ориентация по уровням усвоения и предъявления знаний учащимися:
- репродуктивный 
- функциональный 
- частично творческий  
- творческий
-использование проблемных творческих заданий (каких)




АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащегося на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный — отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока;
• готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
• подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
• подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д. 
4. организационная структура урока:
• мобилизующее начало урока;
• насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
5. Анализ содержания учебного материала урока:
• обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
• соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
• соотношение практического и теоретического материала;
• связь с жизнью и практикой и т.д.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
• цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
• обоснование выбора методов обучения;
• пути реализации дидактических принципов обучения;
• взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7. Деятельность учителя:
• научность и доступность изложения новых знаний;
• использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
• организация закрепления учебного материала;
• организация самостоятельной работы учащихся;
• проверка и оценка знаний и умений учащихся;
• вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
• отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
• задание на дом и проявление учителем внимание к нему;
• пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
• эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
• контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
• подготовка рабочего места;
• поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
• интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
• состояние их устной и письменной речи;
• знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
• отношение учащихся к учителю;
• степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
9. Выводы:
• выполнение плана урока;
• достижение целей урока;
• особенно интересное и поучительное на уроке;
• что произвело на уроке наибольшее впечатление;
• какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему.
• оценка урока;

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях уроков, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы урока. Приведем один из ее возможных вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? "
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. на каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?


10.За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течении всего урока?
11.Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12.Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?
Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа — способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и проведения.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Урок , является целостной развивающей системой, в свою очередь входит составным элементом в совокупность уроков по учебной теме и учебному предмету в целом. По этой причине в процессе разработки уроков  можно выделить два этапа: предварительный и непосредственный.
Предварительный этап связан с подготовкой учителя к новому учебному году и построением системы уроков по изучаемой теме, а непосредственный - с разработкой очередного урока.
На первом этапе изучаются и анализируются стандарт среднего математического образования, учебные планы, программы и учебники  для общеобразовательных учреждений, уточняется перечень необходимой учебно-методической литературы и учебного оборудования, конкретизируется календарный план, проводится логико-дидактический анализ учебных тем, продумывается система повторения изученного материала, выявляются пути реализации внутрипредметных и межпредметных связей, намечаются системы уроков по каждой теме. Соотнося получаемые результаты с возможностями обучающихся и состоянием их знаний и умений, учитель завершает предварительный этап планированием процесса обучения.
При организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, среди которых выделяют годовое, тематическое, поурочное. Годовое планирование является наиболее общим видом, с опорой на него разрабатываются тематическое и поурочное.


Структура урока.

1. Предъявление учебного материала. 
2. 0бъясненне.
3. Практика.
4. Контроль усвоения.
5. Домашнее задание.
6. Повторение
7. Проверка домашнего задания.
Обеспечение урока (план, папка, учебное пособие)
- информация по теме (источники)
- структуры речевые (вопросы, цитаты, ситуации, клише)
- грамматика (повторение и новое)
- лексика выражения (по теме)
- ТСО (аудиотека, видеотека, компьютерные программы)

Памятка самоанализа урока

- знать психолого-педагогическую характеристику класса
- тема урока
- план урока
- место урока в теме
- соответствие программе
- образовательная задача (ЗУН)
- воспитательная задача
- развивающая роль урока (через что реализуется)
- мотивация учащихся
- содержание урока
- источники
- соответствие уровню предъявления (углубленный) сложность,  
  научность
- форма урока
- тип урока (подача учебного материала, комбинированный, 
 репродуктивный, творческо-репродуктивный, контроль)
- прогноз (результаты)
- структура урока (оргмомент, речевая разминка, охват всех видов деятельности)
- педагогические приёмы (снятие трудностей, похвала)
- образовательные технологии
- обеспечение (ТСО, дидактический материал)
- организация деятельности учащихся (индивидуальная, разноуровневая  
 дифференциация)
- подведение итогов
- оценки с комментарием (по ходу урока тоже)
- домашнее задание с подготовительным этапом.
 
 
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФИРМАХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. http://www.fio.by Республиканский центр Интернет-образования
2. http://www.nihe.niks.by Республиканский институт высшей школы БГУ
3. http://www.minedu.unibel.by Министерство образования РБ
4. http://center.fio.ru Московский Центр Интернет-образования
5. http://www.president.gov.by Администрация Президента РБ
6. http://minsk.edu.by Комитет по образованию Мингорисполкома
7. http://www.beltelecom.by РО «Белтелеком»
8. http://www.ok.open.by ООО «Открытый контакт»
9. http://www.praca.by Сайт «Профсоюзное движение Беларуси»
10. http://www.academy.edu.by Академия последипломного образования
11. http://www.kss1.ru Кузьмоловкая СШ Ленинградской области
12. http://soshi.by.ru Солигорская СШ №4
13. http://www.koriphey.ru Гимназия №210 «Корифей» г.Свердловска
14. http://sch216.minsk.edu.by Начальная школа № 216 г.Минска

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

15. http://school-sector.relarn.ru «Школьный сектор»
16. http://ris.unibel.by База данных по нормативным и другим документам для системы образования РБ
17. http://www.alledu.ru «Все образование России»
18. http://catalog.alledu.ru Каталог образовательных ресурсов

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ЖУРНАЛОВ, ГАЗЕТ, ТВ

19. http://www.kp.ru Газета "Комсомольская правда”
20. http://www.aif.ru Газета "Аргументы и факты”
21. http://www.izrukvruki.ru Газета бесплатных объявлений "Из первых рук”
22. http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября”
23. http://www.naviny.by Интернет-газета БелаПАН
24. http://www.newwoman.ru Виртуальный периодический журнал для женщин и понимающих их мужчин«WWWoman» 
25. http://www.open.by
Белорусская Интернет-газета
26. http://www.lenta.ru Ежедневная Интернет-газета Лента.Ру
27. http://www.gazeta.ru Интернет-газета
28. http://www.ntv.ru ОАО "Телекомпания НТВ"
29. http://www.tut.by Белорусский портал

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

30. http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
31. http://natlib.org.by Национальная библиотека Беларуси
32. http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова
33. http://www.klassika.ru Электронная библиотека классической литературы

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ

34. http://www.britannica.com энциклопедия Британика
35. http://www.megabook.ru коллекция энциклопедий компании "Кирилл и Мефодий”
36. http://www.minsk2000.to Минск-2000: Минский городской портал
37. http://www.b2b.by каталог Бизнес-Беларусь

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 

41. http://globus.tut.by Глобус Беларуси: архитектурные достопримечательности Беларуси
42. http://www.gismeteo.ru Прогноз погоды по городам России, СНГ, Балтии и Дальнего зарубежья
43. http://www.meteo.by Прогноз погоды в РБ
44. http://www.karaoke.ru Каталог караоке-файлов
45. http://test.msk.ru Психологический сервер: гороскопы, коллекции тестов по психологии
46. http://cards.mail.ru Галерея интерактивных открыток

 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.